- Зинченко, Владимир Петрович
- (1931 г.р.)Российский психолог, доктор психологических наук (1966), профессор (1968), академик РАО (1992).Окончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1953). С1960 по 1982 г. преподавал в МГУ, организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (1970). В 1969-1984 гг. - зав. отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР, с 1984 г. зав. кафедрой эргономики Московского института радиоэлектроники и автоматики. Академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии Российской Академии Образования (1992-1997).Научные исследования З. связаны с проблемами теории и методологии психологии, психологии развития, когнитивной психологией, инженерной психологией и эргономикой.З. экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа, информационный поиск и информационную подготовку решений, представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Результаты использованы в рационализации существующих и проектировании новых информационных моделей систем управления техническими объектами, в формировании адекватных и эффективных образно-концептуальных моделей реальности в сознании операторов такого рода систем. На основе экспериментальных исследований разработана функциональная модель структуры предметного действия человека, развито учение о сознании как функциональном органе индивида, о структуре его основных компонентов и слоев. Труды З. внесли существенный вклад в дело гуманитаризации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманитаризацию системы образования.Труды З. нацелены на разработку концепции философско-психологической сущности жизнедеятельности и сознания человека (Человек развивающийся. Очерки российской психологии, 1994 (в соавт), Живое знание. Психологическая педагогика, 1997). Их научно-практическая направленность особенно значима для современного образования.В работе "Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии" (1997) З. рассматривает проблематику психологии развития через поэтическое наследие О.Э.Мандельштама и философские идеи М.К.Мамардашвили. Порождаемые человеком аффективно-смысловые образования, продукты его творческой деятельности выступают в роли явлений объективной реальности, создающей неповторимую духовную атмосферу культурной жизни общества. В этом З. видит обоснование "неклассичности" и "органичности" культурно-исторической теории психологии и психологической теории деятельности. В книге излагается гипотеза З. о "геноме" культурного и духовного развития человека, представления о "медиаторах" духовного развития, "духовном слое сознания", о "хронотопе" сознательной и бессознательной жизни.З. - автор первых в стране отечественных учебников по эргономике для вузов: "Основы эргономики" (в соавт. 1979), "Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды" (в соавт, 1998). Он является одним из инициаторов формирования новой вузовской специальности: "эргономика".
Кто есть кто в российской психологии. 2011.